Пятница, 03.05.2024, 19:30Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 73

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Лекция

Кодекс Эльфов
Верел : Это кодекс эльфийского народа. С концепцией "демиэлфы, старшая кровь " я не согласен, но не об этом речь. Есть ли тет то, что мы можем позаимствовать для нашего Кодекса? Введение. Поскольку мы имеем дело в основном не с чистокровными Эльдар, а с носителями эльфийской крови, то есть эльфами лишь отчасти – демиэльфами – предполагать полную адекватность поведения данных существ изложенным ниже принципам не приходится. Посему ко многим пунктам дается примечание, описывающее мутацию какого-либо признака в демиэльфийской культуре. Из этого не следует, что демиэльф не может соответствовать изначальному варианту принципа. Просто это будет даваться ему труднее, чем чистокровному эльфу. Примечания даются курсивом после формулировки основного постулата. Под термином "демиэльф" я здесь разумею носителей старшей крови в широком смысле этого слова, как собственно потомков эльфов, так и потомков "эльфических" людских народов, таких, как нумэнорцы; тем паче что в нынешних условиях эти два множества зачастую пересекаются. Разница заключается только в том, что у первых больше шансов достичь максимального уподобления эльфу как таковому, а у вторых меньше; потомок нумэнорцев, не несущий собственно эльфийской крови, может стать эльфом только с помощью особого проявления воли Эру – см. феномен Туора. Поскольку терминология, изложенная Толкином, является наиболее проработанной, то в дальнейшем предполагается использовать именно её для описания процессов, происходящих с носителями эльфийской крови здесь и сейчас. Стоит также уточнить: основное отличие эльфа от демиэльфа заключается в том, что для чистокровного Эльда все нижеприведенные принципы являются не искусственно усваиваемым догматом, а своего рода нравственной аксиомой, проявлениями своеобразного "морального инстинкта". Собственно, степень приближенности демиэльфа к эльфийскому оригиналу можно оценить как раз по степени того, насколько эти принципы для него естественны и легки к исполнению. В идеале чистокровного эльфа они не должны напрягать вообще. 1. Эльфы и слово Эльфы – Quendi, Народ Слова. Что это означает? В первую очередь то, что для эльфа слово обладает совершенно особым значением. Эльф во многом решает вопрос своего отношения к миру и населяющим его существам именно через призму слова и его оценки. Что из этого в первую очередь следует, если взглянуть на дело с морально-этической точки зрения? 1.1. Эльфу присуща верность данному слову. Произнесенное слово обретает над произнесшим его особую власть; нарушить данное слово эльф может с огромным трудом, и обычно оценка подобных случаев эльфами крайне отрицательна. Должно оставаться неизменным. 1.2. Эльфу присуща правдивость. Как говорил верный последователь эльфийского пути и эльфинит по крови Фарамир, "я даже орка не стану обманом выводить на чистую воду". Понятие "ложь во спасение" эльфу малопонятно. Из этого не следует, что эльф в принципе не может лгать, но для лжи у него должны быть крайне серьезные причины, и он навряд ли станет когда-либо лгать просто во имя личной выгоды. В современном обществе, увы, само существование существа эльфийской природы сопряжено с некоторой степенью скрытности. Из этого не следует, что демиэльф имеет право на ложь, скорее напротив: чем более его вынуждает лгать о своей сущности давление среды, тем более он станет пытаться избегать чуждой его естеству лживости в остальных ситуациях. 1.3. Эльфам свойственна сдержанность в словах. Если эльф не уверен точно в справедливости и верности произносимых им слов - он просто не станет их произносить. Именно поэтому эльфы скупы на советы и очень осторожны в провозглашении клятв и обетов (на принятие решения о Клятве Фэанору потребовалось не одно столетие). Кроме того, на осторожность эльфов в словах влияет еще и то, что эльф понимает силу любого произнесенного слова – и не станет применять его без необходимости, как некое мощное оружие, из которого не следует стрелять по воробьям. Должно оставаться неизменным. 1.4. Из предыдущих пунктов естественным образом следует, что эльфы в идеале склонны доверять чужим словам. Это не означает слепой доверчивости или глупости – эльф практически всегда способен почуять ложь, так что обмануть его почти невозможно – но означает, что не доверять слову для эльфа мучительно, и если нет явных и конкретных причин для недоверия, он предпочтет поверить. То же давление, о котором говорилось в пункте 1.2, мешает демиэльфам раскрывать эту сторону своей натуры. Стоит также заметить, что одна из основных опасностей сейчас для демиэльфов связана с тем, что эльфийское чутье на ложь у них сильно ослаблено; посему обмануть их гораздо легче, а из этого следует и большая степень недоверчивости. Но тем больше должны ценить они моменты возможной откровенности и тех индивидуумов, которым могут доверять. 2. Эльфы и социум В естественных условиях общество эльфов строится на принципе харизматической власти и концепции рода как единицы общества. В условиях более агрессивных границы рода зачастую размываются, превращая род в дружину, сообщество верных. Соответственно, и в рамках рода – nosse – и в рамках дружины – otornasse – действуют свои закономерности. 2.1. Принципы nosse. 2.1.1. Естественное почтение к старшему. Прямой предок по крови – глава рода – для эльфа обладает огромным авторитетом, и чтобы ниспровергнуть этот авторитет, нужно потрясение масштаба Исхода Нольдор. Учитывая отсутствие здесь и сейчас полноценной структуры nosse, исполнение этого пункта во многом зависит от адекватности старших родичей демиэльфа. Тем не менее в случае, если ему-таки повезло с родней, этот принцип остается неизменным. 2.1.2. Любовь и уважение внутри семьи. Особое значение кровных уз у эльфов отмечалось неоднократно. Заметим, что единственный известный серьезный внутрисемейный конфликт у Эльдар – распря Фэанора и Фингольфина – вызвал в эльфийском обществе огромный шок, что явно доказывает нетипичность подобной ситуации. См. предыдущий пункт. 2.1.3. Особое отношение родителей к детям и детей к родителям - скорее напоминает дружбу, чем отношения ментор-ученик, что в целом естественно, учитывая теряющееся со временем у бессмертного народа значении разницы в возрасте. Должно оставаться неизменным, хотя очень во многом зависит от человеческого фактора. Особо подвергается испытанию данный признак в семьях, где один из супругов демиэльф, а второй старшей крови не несет. 2.2. Принципы otornasse. 2.2.1. Харизма есть критерий всего. Эльф неспособен подчиняться лидеру, не доказавшему лично этому эльфу свое харизматическое право на лидерство. Никакие наследственные права или "право силы" для эльфа определяющего значения не имеют. Должно оставаться неизменным. 2.2.2. Эльф принципиально неспособен на слепую верность. В тот момент, когда лидер теряет в его глазах "харизму правоты", он перестает быть лидером. Естественно, из этого не следует, что эльф может предать такого лидера или ударить ему в спину – ни в коем случае; скорее он честно и открыто выскажет ему свое сомнение. Должно оставаться неизменным. 2.2.3. Уважение к личной чести является, в свою очередь, непременным свойством любого эльфийского лидера. Никогда и ни в чем он не должен ущемлять честь и достоинство своих вассалов, иначе рискует остаться без таковых. Должно оставаться неизменным. 2.2.4. То есть в идеале сюзерен и вассалы связаны тем же набором отношений, что и старшие родичи с младшими. Несомненно должно оставаться неизменным, причем за образец родственных отношений берется не современная человеческая семья, а эльфийская nosse. 3. Эльфы и межличностные отношения. Самая тонкая и, пожалуй, наиболее отличная от человеческой сторона эльфийской жизни. Она же сильнее всего подвергается ущербу в современном обществе. 3.1. Эльфы и дружба. 3.1.1. В естественных условиях эльфы достаточно легки на дружбу. Этому способствует их гиперразвитая интуиция: эльф способен по достаточно недолгому опыту общения сделать вывод об адекватности существа, с которым общается. Типичный пример – пообщавшись совсем недолго с Хурином и Хуором, Тургон безошибочно сделал вывод о том, что этим людям можно доверять. Случаи ошибок (Аманэльдар и Моргот, Маэдрос и Улфанг, Кэлебримбор и Саурон) настолько редки, что заслужили отдельного летописного упоминания. Увы, здесь и сейчас демиэльф зачастую вынужден быть недоверчивым, чтоб выжить; правда, чем дальше он продвигается по эльфийскому пути, тем более должна развиваться его интуиция - и тем меньше у него оснований для "презумпции недоверия" по отношению к окружающим его существам. 3.1.2. Априорно предполагается, что своим друзьям эльф верен, и часто менять дружеский круг, отказываясь от старых связей, для него болезненно и неестественно. Несмотря на то, что специфические аспекты существования демиэльфов часто вынуждают их к смене окружения, общее отношение должно оставаться неизменным. 3.1.3. Наиболее нерушимы отношения nilmor – ближайших друзей, побратимов. Отречься от такой связи для эльфа немыслимо, но и дать обет побратимства – дело, требующее осмотрительности и долгого размышления. Должно оставаться неизменным. 3.2. Эльфы и любовь 3.2.1. В этой области основная черта эльфов, бросающаяся в глаза многим исследователям – природная моногамность. Это не означает, что эльф не может влюбиться несколько раз в жизни, но любая вариативность в этой области возможна только до брака. Брак – необязательно совершенный по всем правилам и обрядам, достаточно просто единения душ и тел – намертво запечатлевает единство любящих, и эта связь нерасторжима вообще. Демиэльф здесь в особенно трудном положении из-за двойственности своей природы. Но, тем не менее, хотя и вряд ли реально осуществить на практике у всех демиэльфов эльфийскую модель брака, нужно помнить, что обилие случайных связей и супружеская измена есть сугубо человеческие феномены, и подобные проявления не контролирующего себя телесного инстинкта встают трудноодолимой преградой на пути возвращения демиэльфа к его эльфийским корням. 3.2.2. Любовь для эльфа – великое таинство. Любая попытка опошления и примитивизации телесной ли, духовной ли близости любящих эльфу интенсивно отвратительна. Причем не имеет особого значения, осуществляется ли это вербально или действием. Здесь идет серьезный раскол с общепринятыми представлениями о возможном и невозможном. В современном мире существуют и такие невинные, казалось бы, явления, как пошлые анекдоты, и такие явно девиантные феномены, как проституция; но эльфу отвратительно как то, так и другое – и вообще любые попытки привнести в отношения полов то, что для эльфа выглядит как грязь. Тем самым демиэльф, последовательно воплощающий эльфийский образ, может на внешний взгляд выглядеть либо чистоплюем, либо ханжой. И, тем не менее, это тоже должно оставаться неизменным. 3.3. Эльфы и вражда. 3.3.1. Здесь стоит упомянуть в первую очередь то, что эльфу предельно чужда сама идея "двойного стандарта"; с врагом он будет столь же четко соблюдать все правила чести, как и с другом. Подлость недопустима; унижение слабейшего недопустимо; излишняя жестокость недопустима; просящий о пощаде получает ее – если только не имеется прямых причин для его казни; как-то доказанная вина данного конкретного существа в каком-либо крайне жестоком и мерзком поступке. Должно оставаться неизменным, более того, является одним из основных критериев оценки адекватности демиэльфа его декларациям. 3.3.2. Ненависть не доставляет эльфам удовольствия. Эльфы отлично умеют сублимировать агрессию в творчестве и труде; посему жажда крови для них - понятие абсолютно избыточное. В выборе между войной и миром эльф предпочтет мир, когда в принципе будет иметь возможность выбора. Должно оставаться неизменным. 3.3.3. При этом эльфу не чуждо понятие «месть». Напротив, история знает массу примеров, когда эльфы тратили огромное количество времени и сил, чтобы отомстить обидчику. Но: стоит особенно отметить, что это происходит не из злопамятности или гордыни, а следует из присущего эльфу обостренного, почти болезненного чувства справедливости; то есть смысл мести в эльфийском понимании не в том, чтоб залечить раны самолюбия, а в том, чтобы покарать зло. Отсюда же следует, что эльф всегда будет мстить «с умом», то есть: только конкретному виновнику и только в том размере, в каком это оправдано масштабами совершенного преступления. Должно оставаться неизменным. 4. Эльфы и метафизика Религии в прямом смысле этого слова у "исторических" эльфов никогда не было. Но это не мешало наличию у них четкой идеологической системы, касающейся в том числе и вопросов метафизики. Таким образом, речь здесь идет не столько о религиозных заветах и правилах, сколько о наборе принципов общего порядка. Как применять их к конкретным современным системам - решает каждый. 4.1. Эльфы - природные монотеисты. Тут приходится говорить даже не о вере в Бога - эльфы не верят, они знают. У них был и опыт общения с Валар, и собственные ощущения и память - особенно у тех, кто проснулся у вод Куивиэнэн или проходил через смерть. Для эльфа (в некоторых сложных и спорных случаях) возможно сомнение в доброте или силе Единого, но не в Его существовании. Таким образом, для демиэльфа в современном мире остаются открытыми следующие религиозные и нравственно-философские системы: христианство, ислам, иудаизм, зороастризм; теизм, гностицизм, любые философские концепции, признающие феномен Бога: Лейбниц, Спиноза, Кант, Ницше, Бубер, Тейяр де Шарден et cetera. Эльфов-атеистов не бывает. Эльфа-буддиста представить очень сложно, потому что свойственная буддизму идея смертной души и полного отсутствия какого-либо личностного божественного начала в мире эльфу должна быть чужда предельно. Язычество есть человеческая искаженная интерпретация представлений о Валар, ergo у эльфа должна вызывать здоровую иронию – эльфы Валар не поклонялись. Естественно, никто не может запретить демиэльфу принять буддизм, язычество или сделаться атеистом; но он должен понимать, что подобным образом отказывается от идеологической связи со своими предками и тем самым затрудняет себе продвижение по их пути. 4.2. Эльф, поклоняющийся Морготу/Дьяволу/любой другой разрушительной злобной сущности, неизбежно перестает быть эльфом. Собственно, для своих «темных» собратьев исторические эльфы придумали слово «орк». Никакого другого варианта существования «темного эльфа» эльдарскими хрониками не отмечено. Не вижу никакой возможности иного наименования и для демиэльфов («демиорков»). Полагаю, что подобные существа вполне возможны, но их мировоззрение, концепция и особенности взаимодействия с демиэльфами и людьми есть тема для отдельного исследования. Допускаю, впрочем, вариант, при котором демиэльф, поклоняющийся какой-либо твари, не становится демиорком, а просто становится не самым лучшим образцом человеческой породы. Тоже приятного мало.
Категория: Лекция | Добавил: мир (03.02.2012)
Просмотров: 1976 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz